AAA
Обычный Черный

Литературный лицей

                                                       
Красноярский литературный лицей при МАОУ КУГ «Универс» №1 был открыт в сентябре 1998 года по инициативе красноярских писателей и педагогов как структура дополнительного образования для детей, проявляющих склонность и способности к литературному творчеству.
Идею создания в Красноярске специальной школы для литературно одаренных детей горячо поддержал писатель Виктор Петрович Астафьев, возглавивший Попечительский совет лицея.
В лицее занимаются школьники 3-11 классов, обучающиеся в гимназии и других красноярских школах. Каждую неделю они посещают различные литературные мастерские, где развиваются их творческие способности, а также занятия по русской и зарубежной художественной словесности.
За годы существования лицея его закончили более 200 человек. Все они продолжают или уже закончили образование в высших учебных заведениях гуманитарного профиля.
Среди учащихся литературного лицея – победители краевых и федеральных туров Всероссийской олимпиады по литературе, лауреаты Всероссийских литературных конкурсов, обладатели Краевой именной стипендии им. В.П.Астафьева, авторы многочисленных публикаций в городских и краевых СМИ и собственных книг стихов и прозы.

Время работы: понедельник – суббота, с 14.00 до 19.00
Адрес: г. Красноярск, ул.Новосибирская 37
Телефон: 244 08 27

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
Марина Саввиных
И ВНОВЬ – САДЫ ЛИЦЕЯ...


Должно быть, нет человека, который хотя бы раз в жизни не испытал тяги к чистому листу бумаги – написать на нем свое слово, сказать миру о себе, сказаться... К.И. Чуковский утверждал, что каждый маленький ребёнок – гениальный лингвист и писатель, великий умственный труженик. Возраст словесной гениальности – от двух до пяти. Но потом гениальность куда-то исчезает. И лишь единицы из миллионов детей – чудом! – сохраняют способность говорить своё по-своему, свежо и неповторимо. Остальные, однажды испытав тоску несказанности, не возвращаются к попыткам сочинять, ищут себя в другом. Наверное, это правильно. Ведь если бы каждый оставался "вечным ребёнком" – поэтом,

... тогда б не мог
И мир существовать: никто б не стал
Заботиться о нуждах низкой жизни,
Все предались бы вольному искусству.

Всё это так. Но верно и другое – не было бы у России Пушкина, если бы не было Царского Села, круга друзей, первых читателей и критиков. Даже самое могучее дарование сохраняется и развивается там, где есть для него воздух, где веет и говорит с молодым автором неповторимый ДУХ ВРЕМЕНИ, воплощённый в поддерживающих его и спорящих с ним голосах. Может быть, только одарённость – характеристика одного человека, а гениальность – всегда проявление некоего МЫ, которое с наибольшей полнотой выражает себя в творчестве одного из многих? И чем "объёмнее" это МЫ – тем гений ярче и сильнее?

Хранить и развивать культуру – единая задача. Приобщиться к вечному – и не раствориться в нем, сохранить свой единственный голос. Услышать мир прошлого и настоящего как неумолкающую перекличку голосов и – ощутить себя в этой перекличке необходимой нотой. Это и значит – быть и становиться в культуре, быть и становиться самостоятельной личностью, гражданином отечества, человеком человечества.

Такие – или примерно такие – размышления привели нескольких красноярских педагогов и писателей к идее создания школы, которая была бы нацелена на воспитание Читателя-Автора, способного понять чужое слово и выразить свое понимание в слове собственном. Возможно, среди читателей-авторов найдут свое поприще замечательные деятели культуры ХХI века.

Конечно, это должен быть Лицей. Школа, воспитавшая Пушкина, – в качестве высокого образца. Но времена-то совсем другие. И дети другие. И учителя.
Литературный Лицей открыт для тех детей, которые ХОТЯТ в нем учиться и уже проявили интерес к словесному творчеству. Лицей – не общеобразовательная школа, а учебное заведение ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Дети занимаются в его классах – после уроков. В этом нет ничего необычного. Так устроена, например, любая музыкальная школа. Или – художественное училище. Видимо, нет ничего удивительного также и в том, что Лицей в своё время "взяла под свое крыло" экспериментальная школа "Универс", знаменитая "команда" Фрумина. Учителям, которые здесь работают, не привыкать к новшествам – при этом гимназия №1 неизменно верна добрым традициям высокого университетского образования. В этом смысле идея Литературного Лицея близка направлению школы "Универс".

Чему и как здесь учат?

Есть предметы, которые необходимы человеку, интересующемуся миром культурных ценностей, а в общеобразовательной школе они изучаются очень скупо или не изучаются вовсе. В Лицее именно этим предметам отводится основное место – учителя и ученики  вместе читают и обсуждают произведения русской и мировой художественной литературы, классические литературоведческие и философские работы, труды по культурологии и искусству. Это – введение в гуманитарное знание, фундамент Школы, без которого невозможно войти в Мастерскую.



Мастерская – группа учеников, под руководством профессионального писателя, поэта, критика, философа постигающая "тайны ремесла". В Литературном Лицее со школьниками работают писатели и деятели культуры. Кроме этого, здесь открывается возможность постоянного общения лицеистов и творческой интеллигенции – встречи за чашкой чая, маленькие концерты, общие праздники...
Строгие "академические часы" и занятия в Мастерских, где учебный процесс построен как свободное общение мастера и учеников – такова сегодня жизнь в Лицее.

Три ступеньки, три курса – лесенка, по которой поднимаются лицеисты. Каждый курс включает в себя четыре семестра, два школьных учебных года.

Самые младшие, третьеклассники-приготовишки, еще только готовятся к встрече с мастерами. Лицеисты-первокурсники учатся читать и понимать произведение словесного искусства, открывают автора в себе и в другом, учатся вести диалог с товарищами, учителем, книгой, делать свою мысль понятной для других. На занятиях чтения и словесности, первоначальной философии и театра серьезное дело учения переплетается с игрой.  Заканчивая первый курс Литературного Лицея, ученик уже умеет "схватывать" в устном или письменном тексте предмет понимания, общий для всех участников беседы, высказывать свое мнение о прочитанном, оформлять это мнение в слове, в рисунке, в схеме; он умеет слышать, понимать и оформлять точку зрения другого, видит проблему, может сформулировать вопрос и построить ответ, учитывая способы понимания каждого из товарищей. Помимо этого, он уже привык к серьезному, глубокому, вдумчивому чтению, понимает, что читать – дело чрезвычайно ответственное, требующее личного участия человека в разговоре с книгой. Такое отношение к своему и чужому слову, которое формируется у лицеистов с первых шагов учения, ставит надежный заслон всякого рода плагиаторству, графоманству, стремлению спрятать отсутствие собственной мысли за набором расхожих штампов.

Подросткам, школьникам 12-14 лет, вместе с набором академических курсов по русскому языку и литературе, русской и зарубежной, предлагается работа в творческих мастерских.
И, наконец, будущим абитуриентам вузов, 15-17летним юношам и девушкам, Лицей предоставляет возможность на протяжении двух лет привести в соответствие с вузовскими требованиями свои познания в области русского языка, теории и истории литературы, приобрести практические навыки работы с философскими, литературоведческими, культурологическими текстами. Учащиеся второй и третьей ступени могут выбрать отдельные курсы или Мастерские по своему желанию – или посещать все.

Литературный журнал для семейного чтения "День и Ночь" много лет собирает, отбирает, публикует в особом разделе «Синяя тетрадь» стихи, рассказы, эссе, сочинения, сказки школьников;  за 15 лет существования Лицея вышли в свет десятки сборников детских произведений  - "Пегас ворвался в класс", два тома детской антологии «По Красноярску на Пегасе», пять выпусков альманаха «Чистая купель», множество авторских изданий с предисловиями педагогов Лицея – среди них и первые книжки широко известных ныне профессиональных писателей Ивана Клинового, Ильи Трубленко, Алёны Бондаревой, Дарьяны Антиповой… Лицеисты – под руководством замечательной писательницы и педагога Елены Владимировны Тимченко – выпускают в Красноярске уникальную литературную газету «Детский район» (приложением к муниципальному СМИ «Городские новости»). Даже в Москве, в серьёзной взрослой газете «Литературные известия» есть школьные страницы под названием «Сверчок», которые ведут ученики и учителя нашего лицея, а первый руководитель Лицея, член Союза российских писателей, главный редактор литературного журнала «День и ночь», М.О. Наумова-Саввиных является членом редколлегии федерального педагогического издания «Основы православной культуры в школе».   За время своего существования Лицей подготовил не менее сотни выпускников, которыми могут гордиться и Гимназия, и город Красноярск, и Красноярский край. Среди них – студенты, бакалавры и магистры филологических и творческих факультетов Красноярских, Московских, Петербургских и зарубежных университетов; учащиеся и выпускники Литературного института им. А.М.Горького; известные литераторы – поэты, прозаики, публицисты; журналисты и телеведущие; успешные учителя русского языка и литературы.

У Литературного Лицея есть свой гимн. Его слова можно рассматривать как миссию Лицея, это – взгляд в историю и надежда на разумное доброе будущее.

1.
«В начале жизни – школа». И когда
Пойдем по жизни, вместе с ней взрослея,
Да не померкнет чистая звезда,
Зажженная  для нас во дни Лицея,
Чтоб дружества таинственная нить –
Назло сопротивленью матерьяла –
Через года смогла соединить
Соратников  лицейского закала!

2.
В делах ученья, в трудностях борьбы,
В  дерзаниях,  падениях и взлетах -
Вперед, вперед, сквозь тернии судьбы!
Попытки лицеистов желторотых
Предшествуют победам мастеров…
Восславим же учащееся племя –
И  точность чисел, и свободу строф,
И заново прочитанное время!

3.
Живи, Лицей! Пусть слава – только дым!
Но мы поднимем молодости чашу!
«Не помня зла, за благо воздадим
Наставникам, хранившим юность нашу!»
Мы не песчинки в буре… мы – народ!
Ты, в море указавшая фарватер
Желанным кораблям… Из года в год
Держи над нами факел, alma  mater!

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

                                                                                                            Литературному лицею 15 лет

Как мы учились в литературном лицее
вспоминают выпускники


Вспоминаются первые публикации, ожидание номера газеты с твоим рассказом не сравнится ни с чем! Как мы слушали музыку и смотрели фильмы на занятиях у Романа Харисовича, а еще как каждый зачитывал свое произведение, странные и уникальные стихи Насти Зубаревой, рассказы Василины Степановой. И не без особой грусти и трепета всегда вспоминается Леша Аникин, светлый, веселый и самый добрый мальчик, для которого лицей был своего рода семьей.
Алина Азанова, выпускница 2006 года.

Люди и атмосфера. Это было первое место на моей памяти, где вроде бы чужие друг другу люди занимались вместе творчеством, самопознанием. Особенно я могу отметить моего первого учителя мастерской - Романа Харисовича Солнцева,который казался мне тогда (и кажется по сей день) настоящим гигантом: мне трудно было даже поверить, что есть такие добрые, культурные и притом очень скромные люди.
Даниил Байков, выпускник 2003 года.

Когда я пришла в Лицей, учеников там было немного, как и преподавателей. Однажды к нам на ленту пришел Виктор Петрович Астафьев. Я так долго и эмоционально повествовала родителям об этой встрече, что мой папа до сих пор, спустя уже 15 лет, рассказывает всем друзьям и знакомым, что его дочка была знакома с великим сибиряком.
Анна Заделёнова, выпускница 2002 года.

Пожалуй, из самых ярких воспоминаний - это занятия у Галины Максимовны Шлёнской, ее изумительные лекции по литературе Серебряного века, и мастерская Романа Харисовича Солнцева, полная свободы и общения. Царствие им небесное...
Ксения Попова, выпускница 2004 года.

Когда я вспоминаю свои школьные годы, в первую очередь я вспоминаю Лицей. И это такое живое и неделимое воспоминание, настолько плотный клубок эмоций, впечатлений, событий, отношений, что порою распутать его на отдельные ниточки очень сложно. Одно из первых воспоминаний о Лицее – сценка из жизни древнегреческих богов, разыгранная для нас старшим курсом на занятии по античной литературе. Часто вспоминаются занятия по пушкиноведению у Марины Олеговны из-за их атмосферы, когда казалось, что золотой век никуда не ушел, и за окном Петербург или Царское село первой четверти XIX века. Часто вспоминаю Романа Харисовича и его занятия, многие стихи и отрывки из прозы всегда звучат в сознании только его голосом.
Екатерина Карепова, выпускница 2008 года.

Советы нынешним ученикам лицея

Дорогие лицеисты, учитесь хорошо, слушайте преподавателей, поверьте, они одни из самых понимающих людей в вашей жизни!
Алина Азанова, выпускница 2006 года.

…не бывает ненужных знаний. Это я вам, дорогие лицеисты, говорю как краевед.
Так что впитывайте, пока юный мозг свеж и порист. В конце концов, поезд уже ушел, и "как все" вы уже не будете. Потому что вы читаете, пишете, думаете, говорите.
Мне всю жизнь твердили: "Ты странная". А я думала: "В Лицее-то все такие были". Так что берегите Лицей, это ваша (наша) ниша.
Дина Лазарчук, выпускница 2001 года.

Боритесь за то, чтобы такое место, как лицей, было всегда. Само его существование, то тепло, свет, который он распространяет - это колоссальный удар по той банальности, тому невежеству, которое так часто высасывает все хорошее из нашей жизни.
Даниил Байков, выпускник 2003 года.

…буквально этим летом с подругой (Катей Кареповой) решили вспомнить «Илиаду», а заодно и весь курс античной литературы! Дело было так, уселись вместе у нее дома, открыли с конца "Давай прочитаем Илиаду" и прорешали тест, подробно вспоминая все, что связано с каждым вопросом.
Ребята, наслаждайтесь каждым моментом в лицее, каждой прочитанной и написанной строчкой! Потом этого очень не хватает.
Мария Тимошенко, выпускница 2008 года.

Я хотела бы пожелать всем лицеистам того чувства единства, семьи и братства и ощущения полного приятия и поддержки, которые Лицей дал мне и моим друзьям-лицеистам. Это безумно важно не только в то время, пока ты учишься в Лицее, но и потом, когда начинается «взрослая» жизнь. И еще хочу пожелать каждому найти себя и то дело, которое станет Делом жизни и сделает его счастливым.
Катя Карепова, выпускница 2008 года.

Литературный лицей поздравляет своих выпускников-2015 с успешным поступлением в вузы! Молодцы!

Трофимов Артём – Санкт-Петербургский государственный университет, факультет отечественной филологии

Коноваленко Настя – Санкт-Петербургский государственный университет, факультет отечественной филологии

Джафарова Заровшан – Высшая школа экономики, факультет права (г. Москва)

Пузанова Ася – Санкт-Петербургский педагогический университет, факультет иностранных языков

Радионова Александра – Красноярский педагогический университет, филологический факультет

Сапрыгина Екатерина – Сибирский федеральный университет, факультет журналистики

Колохматова Лидия – Красноярский медицинский университет, педиатрическое отделение

Титова Ольга – Сибирский федеральный университет, исторический факультет

Савенков Евгений – Красноярский педагогический университет, исторический факультет

 



Наши партнеры