AAA
Обычный Черный

Литературный лицей / Мастерская Елены Тимченко "Детский район"

Чем занимается мастерская «Детского района»?
 
«Детский район» - это городская газета по формату, а по сути, маленький литературный журнальчик для детей, ориентированный на детское творчество в первую очередь.  Задуманный как творческий слив литературного лицея, со временем он стал достоянием всего города, объединив детей, увлечённых словесностью и журналистикой.

Поскольку наше издание состоит практически из текстов, написанных самими детьми, мы беспрерывно учимся. Для этого и предназначены творческие мастерские - это такая своеобразная редакторско-педагогическая деятельность, в результате которой рождается уникальное содержание газеты.
Современному городскому ребёнку, несмотря на смартфоны, компьютеры и интернет с его социальными сетями, остро не хватает уюта, тепла, чтения под лампой с оранжевым абажуром. Вот эту пустоту в жизни читающих детей мы и пытаемся заполнить. Для детей важно, что есть такое место, где можно услышать голос ребенка, подростка, где он может проявить себя творчески, куда, наконец, можно принести свои тексты.



Представьте себе одиночество ребёнка, тайно что-то пишущего. А что? Может, в этом что-то есть, а может, графомания или банальные стишки, которые в юности все пишут и которые Мандельштам называл «неудачным цветением пола»? Естественно, что молодому человеку когда-то надоедает вариться в своем соку, и он вынужден преодолеть свою застенчивость и отправиться на поиски среды, питательного бульона, где его природная склонность получила бы развитие. Далеко ходить не надо – в литературном лицее всё для этого есть: здесь литературно-центрированные дети углублённо изучают серьёзную литературу и да – пробуют писать что-то свое, если хотят, но их к этому специально не принуждают. (В.П.Астафьев советовал, «если можешь – не пиши», и это тоже следует иметь в видуJ)
Юные дарования нуждаются в направлении и поддержке, одобрении и сочувствии, обсуждении их произведений, во взгляде со стороны; участие в честном обмене мнениями со сверстниками их вдохновляет и закаляет.
О чём же пишут дети? И почему это интересно взрослым?
Мы не важничаем и не подражаем «взрослым» газетам. Что детей волнует, о том они пишут. Среди наших авторов есть даже учащиеся  начальной школы.
К сожалению, есть люди, которым не дано понимать детей. Они равнодушным взором скользят по детским рисункам, им скучно читать детские тексты, таких людей хочется как-то растормошить, привлечь на свою сторону, сказать им: «Ну, посмотри, как ребенок написал, а ведь он еще маленький!». Дело даже не в особой литературной одаренности, просто дети – это очаровательные существа, не испорченные миром взрослых.
Маленьким детям художественная форма – рассказ, сказка, стихи – ближе и легче дается. И на здоровье! Эти наивные, подчас смешные, но трогательные сочинения бывают изумительно хороши, в них столько жизнерадостности, света, любви к миру, всего того, о чём  возможно забыл уже суматошный взрослый мир…  Ведь «взрослые ни о чем не спрашивают, у них на вопросы нет времени: они кормят своих детей и стариков, чтобы те могли спокойно, ни о чём не заботясь, задавать свои вопросы»
Чем старше ребенок, тем серьезней с него спрашивают.
Работать с мотивированными детьми приятно, но и сложно, ответственно. И мне кажется, при таком творческом контакте, взрослому человеку следует соблюдать «технику безопасности» - стоять чуть-чуть в стороне, не давить на свое мнение, не навязывать детям мысли и стереотипы.
На мастерских мы пытаемся пробудить в слушателях вдохновение, обсуждая различные проблемы, подчас как раз те, о которых взрослым думать недосуг.
Смысл жизни. Первая любовь. Милосердие и равнодушие. Что дает мне надежду. Это сладкое слово свобода.  Каких правил я буду придерживаться в жизни? Что нужно успеть сделать обязательно? Какие книги прочесть? Отношения с родителями. Бить или не бить? Точка кипения. Как изменить мир?
Размышляя над этими темами, подростки вырабатывают полезные для жизни морально-этические ориентиры, развивают свою нравственную интуицию, и  даже если кому-то пока не удастся внятно и ярко изложить свои мысли на бумаге, все равно, это пища для ума, то, что наполняет  и питает его внутреннюю жизнь. Зато как радостно, когда удаётся! Когда хватает и слов, и мастерства и получаются замечательные эссе, пьески, очерки, рассказы и даже подростковые повести. Все эти «золотые» россыпи детско-юношеского сочинительства вот уже 14 лет украшают страницы «Детского района», «Синей тетради» журнала «День и ночь», московского «Сверчка», виртуального журнала «Жёлтая гусеница» и других изданий для детей.

Продолжение следует! Двери мастерских широко распахнуты для вас, лёгкие пёрышки!

Ваша Елена Тимченко, редактор «Детского района», руководитель творческих мастерских литературного лицея, Член Союза российских писателей.

Персональный сайт писателя

Сайт "Детский район", почта «ДР»: detskyi_rai@list.ru


Дорогие друзья!

В этом разделе мы хотим представить вашему вниманию статьи участников нашей мастерской!


Творчество в вас самих

На прошлой неделе мы с мастерской «Детского района» отпраздновали окончание года экскурсией в редакцию газеты "Городские новости". Не сказать, что каждое утро я начинаю со свежего номера, но эта газета играет определенную роль в моей жизни и жизни ребят, ведь "Детский район", где мы время от времени публикуемся - приложение "Городских новостей". И вот свершился наш, такой долгожданный, выход.

Сама редакция находится в центре города, высоко, на 10 этаже. На выкрашенных в голубой стенах художественные и документальные (иногда даже трудно отличить одни от других) фотографии корреспондентов. Особенно мне запомнился снимок человека, гуляющего с собакой по Вантовому мосту в сильный мороз. Автор его - Александр Черных.
Полюбовавшись на фотографии мы оказались в конференц. зале, где нас и встретил главный редактор Алексей Васильевич Машегов. Он оказался очень располагающим, легким и умным человеком с отличным чувством юмора, именно он показывал нам "внутренний мир" редакции и отговаривал идти в журналисты. Что касается лично меня, то я никогда не испытывала иллюзий насчет этой профессии, и, честно говоря, не собиралась связывать с ней жизнь. Действительно, журналист - в очень редких случаях действительно геройская и мега-интересная профессия. Мы же увидели тихий неприметный труд верстальщиц, спортивного обозревателя, людей, кто создает газету для тех, кому она нужна.
Главный редактор очень спокойно относится к тому, что бумажные газеты уже не так необходимы. По его словам, нет ничего страшного в том, что мир меняется - суть профессии остается та же, ведь раньше вообще писали на папирусе. И как бы то ни было, газета все-таки нужна. Хотя бы пожилым одиноким людям, которые звонят в редакцию пожаловаться на проблемы, и сотрудники, которые отвечают старикам, несмотря на усталость, чувствуют трепет своей работы. Кстати, мы были приятно ошарашены известием о том, что наш "Детский район" пользуется большой популярностью у читателей.
Чтобы затронуть как можно больше людей, "Городские новости" развиваются: создают аккаунты в разных соцсетях, начиная от любимых бабушками "Одноклассников", заканчивая молодежным "Тик-током". Это несомненно вызывает уважение, но главное я услышала в конце. На мой вопрос: "Где в журналистике проявляется творчество?", главный редактор ответил, что творчество в таком строгом деле, как журналистика, идет рука об руку с писательским мастерством. Каждый успешный журналист имеет узнаваемый слог, свою манеру. Я думаю, это относится не только к журналистике. «Творчество - оно в вас самих. То, как вы говорите, пишите, ведете себя — это и есть творчество. Творчество — это мы», - сказал Алексей Машегов.
В конце экскурсии нам подарили симпатичные блокнотики с логотипом газеты и грамоты. Я очень рада, что мы познакомились с такими веселыми, хорошими, преданными своему делу людьми. Настоящими профессионалами, у которых, конечно, есть, чему поучиться.

Влада Мицукова, литературный лицей, 10 класс










«Вышел очередной выпуск «Детского района»

В рубрике КТО НА ЛАВОЧКЕ СИДЕЛ лицеисты Люба Турусина (9 класс), Паша Петрулевич (9 класс), Арина Скрипникова (6 класс) и Аня Алимова (6 класс) рассуждают на тему : КОМУ БЫ ПАМЯТНИК ВОЗДВИГНУТЬ?

Для Арины и Ани это первая публикация — поздравляем!»

Публикация


Новости мастерской «ДР»_март

Читайте в мартовском выпуске «ДР» №3 («Городские новости» №32 за 30 марта):

 «Свежий замес»

27 Марта – Международный День театра.

Паша ПЕТРУЛЕВИЧ («Универс», литературный лицей, 9 класс) написал о спектакле своего любимого театра – ТЮЗа.

«Спектакль «Хлебзавод» - это проводник во взрослую жизнь, фабрика взросления, тяжёлого в жизни подростка этапа. Это взрослые, которые "пекут" идеального ребёнка», - пишет Павел. Читайте на 2-ой стр. «ДР»

«Вокруг меня»

На 3-ей странице – дебют ученицы 7 класса литературного лицея (гимназия «Универс») Кати ГРИШКО, которая умеет забавно описывать школьные будни и не только. Подружка, Кошка, Мальчишки, Булочки – все ее вдохновляет! Поэтому материал так и называется – «Вокруг меня», т.е. вокруг нашей Кати.

СТРАШНЫЙ ПЕРЕУЛОК им.Фредди Крюгера

Детям – любителям страшилок рекомендуем сочинение Даши БУШЛАНОВОЙ («Универс», литературный лицей, 9 класс) на 4ой стр. «ДР». Называется «триллер» смешно – «Шлёп-шлёп, бульк-бульк», но «мурашки» и саспенс вам обеспечены (смайлик).

Весь «Детский район» №3 от корки до корки можно скачать и прочитать здесь:

https://gornovosti.ru/news/detskij-rajon/item/63bd7b9d-f0a3-422d-b47c-512cbcc7ec6d/

О спектакле музейно-театральной студии «Сибирячок» «Трещина», поставленном по повести В.П.Астафьева «Кража» внучкой писателя Полиной Астафьевой, написала Лейла Халимова (школа № 157, 10 класс), дипломант конкурса СУПЕРПЕРО-2020 в номинации «Это всё в меня запало».

«Печальную историю» поведала нам Юля Оситняжская (школа № 78, 6 класс), также дипломант конкурса СУПЕРПЕРО-2020 в номинации «Живая теплота».

На ПОДРУЖКИНОМ ПОДОКОННИКЕ вас ждет Даша Семенова (лицей№2, 10 класс) с рассказом «Не взаимное…» о муках первой любви.


Поздравляем


Дашу БУШЛАНОВУ! Наконец-то ее книжка «Улиткин, к доске!» прибыла из типографии! Ничего, что написала она ее в 7 классе, а сейчас оканчивает 9-ый, - это нормальный срок для выхода книги. Приглашаем на презентацию (день и час согласуем и объявим позже). Картинки и обложку для Дашиной книги нарисовали юные иллюстраторы из Художественной школы «Универса» Эмилия Камаева, Ангелина Шульга и Катя Задорожко. 










«Детскому району» 20 лет!

«ДР» - ровесник XXI века, первый номер вышел 23 февраля 2001 года. Наша уникальная детская газета стала реальностью благодаря совместному проекту литературного лицея и муниципальной газеты "Городские новости".

Первым редактором «ДР» была Марина Саввиных, известный писатель и директор литературного лицея. Идею макета и рубрики придумали сами ребята на творческих мастерских. Первые годы издание пополнялось в основном за счет творчества лицеистов, затем этот круг значительно расширился благодаря ежегодному конкурсу СУПЕРПЕРО, в котором могут принять участие школьники всего города Красноярска.



«ДР» предназначен для детей, стремящихся познавать и описывать этот прекрасный, полный неожиданностей и чудес мир.

20 лет… Практически исторический период.

По страничкам нашей газеты можно судить как меняются дети цифрового века, о чем они мечтали раньше и чем живут сейчас. Многие наши авторы уже повзрослели, строят свою молодую жизнь, но не забывают о «Детском районе» и бережно хранят газетные вырезки со своими публикациями в семейном архиве. А представляете, как интересно будет вашим внукам заглянуть в пожелтевшие страницы газеты времен их бабушки?



У «ДР» богатое прошлое, но и будущее у него есть. Конечно, о безоблачности этого будущего можно поспорить, кто знает, что случится с бумажными газетами завтра? Но пока – продолжение следует, и мы вместе!

С днем рождения, «Детский район»!

Елена Тимченко, редактор «ДР» с 2004г.


Посмотрели спектакль в театре кукол «Я – кулак. Я А-Н-Н-А»



Обсуждение спектакля

На спектакле “Я-кулак. Я - А-Н-Н-А”(реж. Юлия Каландаришвили) на этой неделе побывали ученики Литературного лицея вместе со своим педагогом, красноярской писательницей Еленой Тимченко. Подростки внимательно посмотрели постановку, поучаствовали в обсуждении с артистами театра. 

 - Очень и очень, лучший из всего репертуара! - рассказала о своих впечатлениях после просмотра Елена Тимченко.  -  Здорово, что девочку играет не одна актриса, а сразу несколько актеров - несколько ее ипостасей. А еще респект за Джека Лондона, жаль, что сейчас народ его забросил. Все очень смело! Современные подростки - сложные и продвинутые, их зайчиками да принцессами не проймешь. Девочка, моя ученица, призналась, что три раза на протяжении спектакля всплакнула (в пятницу выясню, что конкретно ее проняло). На обсуждении они стеснялись говорить, я сама тоже волновалась, но мы все внимательно слушали.

Сразу после спектакля один из учеников лицея и школьной театральной студии Павел Петрулевич выложил свою рецензию на “Я - кулак. Я - А-Н-Н-А” в соцсетях. В ней он признался, что постановка заслуживает высших наград и признания зрителей.

А в пятницу 19 февраля в Литературном лицее состоится мастерская на тему “Что поможет Анне разжать кулак?”, где подростки в привычной обстановке смогут обсудить с педагогом волнующие их вопросы. 

В Красноярском театре кукол продолжается работа по расширению разнообразия жанров, направлений искусства, чтобы быть интересными не только детям. но и подросткам и взрослым. При поддержке министерства культуры и министерства образования края воплощается в жизнь один из наших любимых проектов «Театр + школа». Двери театра всегда открыты для учеников из школ города и края, а современные постановки на различные актуальные темы становятся точками притяжения для серьезных разговоров, дискуссий, совместной просветительской деятельности взрослых и подростков.  

Справка

Красноярский литературный лицей при МАОУ КУГ «Универс» №1 был открыт в сентябре 1998 года по инициативе красноярских писателей и педагогов как структура дополнительного образования для детей, проявляющих склонность и способности к литературному творчеству. Идею создания в Красноярске специальной школы для литературно одаренных детей горячо поддержал писатель Виктор Петрович Астафьев. В лицее занимаются школьники 3-11 классов, обучающиеся в гимназии и других красноярских школах. Каждую неделю они посещают различные литературные мастерские, где развиваются их творческие способности, а также занятия по русской и зарубежной художественной словесности.


Успехи лицеистов в XVIII Городском конкурсе публицистических работ школьников г. Красноярска «Суперперо-2020»

Номинация «МИЗЕРНЫЕ ТРАГЕДИИ»

1 место - Мицукова Влада - 10 класс, Гимназия №1 «Универс», Литературный лицей

Лауреат - Данилина Маргарита - 8 класс, Гимназия №1 «Универс», Литературный лицей

Номинация «ЭТО ВСЁ В МЕНЯ ЗАПАЛО»

3 место - Петрулевич Павел - 9 класс, Гимназия №1 «Универс», Литературный лицей

3 место - Марина Куимова - 11 класс, Гимназия №1 «Универс», Литературный лицей

Номинация «МАСКА, Я ТЕБЯ ЗНАЮ»

3 место - Данилина Маргарита - 8 класс, Гимназия №1 «Универс», Литературный лицей

Номинация «БУДЕМ ЗНАКОМЫ!»

Лауреат - Малышев Вячеслав - 8 класс, Гимназия №1 «Универс», Литературный лицей

  
   


Подведены итоги Всероссийского конкурса «Проба Пера»-2020.

Наши лицеисты выступили весьма успешно: отправили 5 работ, получили 4 диплома.

Победителем в номинации «ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: хочу так учиться/ не хочу так учиться» стала восьмиклассница Маргарита Данилина.

Призеры конкурса: Куимова Марина (11 класс), Мицукова Влада (10 класс), Люба Турусина (9класс).


На Всероссийском конкурсе "Радуга творчества" в литературной номинации  получили дипломы за 1ое место:

  • Даша Голощапова ("Универс", 10 класс) 
  • Диана Чмуж (лицей №1,10 класс)
  • Маша Зуболенко (гимназия №4, 8 класс)

Все девочки - ученицы литературного лицея, мастерских "Детского района". Как видите, у нас учатся дети не только из гимназии "Универс". Приглашаем на следующий учебный год - приходите, попробуйте себя в новом качестве публициста-писателя.


Неформальное открытие года литературы.

17-го февраля в Красноярской краевой научной библиотеке состоялось торжественное открытие выставки, посвящённой году литературы. Любители книг всех возрастов – школьники, студенты и взрослые собрались в фойе второго этажа на официальную часть мероприятия, состоящую из речей, чтения стихов и розыгрыша свежеизданных книг К. Г. Паустовского, устроенного газетой «Комсомольская правда».

Присутствовали на этом мероприятии, конечно, и ученики, и преподаватели Литературного Лицея. Кате Самусенко даже повезло заполучить футболку с надписью «Я ЛЮБЛЮ ЧИТАТЬ КНИГИ» посредством участия в нехитром конкурсе:  нескольким вызванным из зала ученикам нужно было сказать, какую книгу они сейчас читают. Получить желанный предмет одежды ученице помог сам Лев Николаевич Толстой – на этого великого классика во всём можно положиться!

После этого лицеисты прошли в аудиторию 2-11, где их уже ожидал бывший соратник – впрочем, в Лицее бывших не бывает! – с заявленной темой беседы «Революционные методы письма». Молодой красноярский писатель Дмитрий Косяков встретил слушателей радушно и предупредил, что формат беседы подразумевает «не только и не столько» его слова, сколько их – наше то есть – активное участие. После этого, правда, сразу же признался, что понимает наше смятение – сам в свою бытность журналистом успел ощутить, как тяжело придумать для выступающего вопрос. А посему начать встречу было решено с чтения отрывка из его неоконченной и неназванной ещё «полуавтобиографической» повести. «Гопники – истинные постмодернисты», иронически и многообещающе звучали мысли главного героя в самом начале отрывка. Дальнейшее повествование также изобиловало интересными фразочками и лексикой улиц – речь шла о Васеньке, его жизненных исканиях и воспоминаниях о непростой неформальской молодости. Повествование закручивалось и завораживало, уходя всё дальше в ретроспективу... Сидящие в зале остались довольны, а некоторые из них заметили, что узнаваемо и место описываемых событий – ненавязчиво в тексте угадывались Красноярские улочки и парки.

На вопрос о проблеме автора и читателя - для чего он пишет,  молодой писатель ответил, что ему хотелось бы писать о том, что знает, о том, что пережил. К тому же, определённый период в жизни завершён, можно и подвести ему итоги, рассортировать и проанализировать полученный опыт в прозе. Чтобы узнать, насколько его опыт актуален для нынешней молодёжи, Дмитрий поинтересовался, не встречался ли кто из слушателей с ситуациями, похожими на описанные. Получив отрицательный ответ, пообещал: «Не беспокойтесь! Ваше поколение ещё получит по морде!». 

К завершению встречи была сделана фотография с писателем и мрачный прогноз – цены растут, магазины и кафешки закрываются  - и куда пойдут все эти толпы продавцов и официантов? «Хорошо бы, в библиотеку», отозвались из зала. И правда, хорошо бы.

Ася Пузанова, Литературный лицей.


Традиционно в феврале нас посещают наши любимые студенты

Бывшие лицеисты, ведь у них каникулы: сессию сдали – на свободу с чистой совестью. Мы всегда им рады, а нынешние ученики могут задать вопросы: тяжело ли учиться, на что хватает стипендии в Москве и в Питере, как поступали? В общем, советы бывалых студентов зеленым лицеистам.

Гости наших студенческих пятниц:

Настя Ясеницкая, уже на 3 курсе филфака МГУ.

Сергей Ошаров, педуниверситет, 2-ой курс.

Лиза Рыжкова, студентка СПбГУ,1 курс (первая сессия – все пятерки!)

Ульяна Помренина, СФУ, 3 курс.

Володя Бумагин, СФУ, 3 курс.


Новости Мастерской «Детского района»

Подведены итоги Всероссийского конкурса литературного творчества «ПРОБА ПЕРА», в этом учебном году в конкурсе приняли участие 1332 учащихся из 43 субъектов Российской Федерации.  И опять в этом конкурсе победил Артем Трофимов со своим рассказом «Гуманитарий». В прошлом году он был первым в направлении «поэзия». А еще и второй раз получил губернаторскую стипендию, о чём мы уже писали, вот такой одаренный юноша (и удачливый).

Прекрасные результаты показали также  Катя Сапрыгина и Ольга Титова, их наградили Похвальными грамотами.

Кате Самусенко не хватило 3 баллов до победы; мы отправляли ее стихи, а их судят по восьми критериям очень строго, словом, немного не повезло. В следующем году попытаемся взять реванш!


Стипендия В.П.Астафьева

За литературное творчество в этом году присуждена ученикам литературного лицея Трофимову Артему, Титовой Ольге и Джафаровой Заре. Артем получил стипендию уже второй раз. Он много работал, даже книга у него есть.

Мы рады за ребят, поздравляем и надеемся, что еще услышим о них в будущем.

Елена Владимировна Тимченко


Новости Мастерской «Детского района»

Подведены итоги Всероссийского конкурса публицистических работ школьников "Золотое перо". Было подано 270 работ от различных школьных и детских издательств. От газеты «Детский район» две ученицы нашей мастерской заняли три первых места (в трёх номинациях)! Мы ликуем!

  • в номинации «Школьная жизнь» (9-11кл) Катя Самусенко 1 место!
  • в номинации "Бывает же такое!" (9-11 кл) Катя Самусенко 1 место!
  • в номинации "Позвольте возразить" (9-11 кл) Катя Сапрыгина 1 место!

Несколько слов о Кате Самусенко

Как-то пришлось мне подменить Марину Олеговну на курсах в Малом литинституте (это такие курсы в Педуниверситете для старшеклассников), там мы и познакомились с Катей Самусенко. Я сразу увидела в ней огромный творческий потенциал и уже не выпускала Катю из виду. К нашему обоюдному удовольствию Катя Самусенко с этого года перешла в «Универс», учится в 10 классе и посещает занятия в литературном лицее.

Еще в 9-ом классе Катя написала Тотальный диктант (все знают, какое это серьезное дело) на 100 баллов! Я бы сказала, что это «патологически» грамотный человек, с обостренным «чувством» языка.

Катерина фанат декабриста К.Ф.Рылеева, что по нынешним временам большая редкость среди школьников.

Играет на гитаре, поет романсы и бардовские песни.

Катины работы можно почитать на нашем сайте, они уже опубликованы в «ДР». Кстати, прекрасные картинки к Катиным текстам рисует ее мама. Вот такой тандем. В следующем номере выйдет ее «Почти древнегреческая трагедия» в стихах.

Несколько слов о Кате Сапрыгиной

Катя учится в школе № 95 в 11 классе, к нам в лицей пришла в 9-ом классе. Она очень красивая и скромная девушка, занимается танцами профессионально – даже танцует в театре музкомедии, поэтому очень занята.

Текст «Ответное слово», который был представлен на конкурс в номинации «Позвольте возразить», это горячая отповедь взрослому и важному журналисту Александру Невзорову на его статью «У русской литературы закончился срок годности». Надо ли говорить, что эта статья всех нас задела, наша мастерская негодовала и возмущалась. Но написала ответ только Катя – и молодец!

Конкурсную работу Катерины Сапрыгиной в ближайшее время можно будет почитать в «ДР».


9 октября 2014 года в Литературном лицее состоялась встреча с писательницей Екатериной Неволиной.

Смотрите наш фоторепортаж.


Чмуж 2 мб.
Наши партнеры