AAA
Обычный Черный

Психологическая служба / Рефлексивный дневник

Контекст разворачивания проекта.
В наши дни состояние образования характеризуется интенсивным поиском наиболее эффективных форм образовательной деятельности. Поэтому мы задумались над  созданием таких условий обучения и развития наших учащихся, которые способствовали бы максимальному раскрытию их способностей.
Авторы: 1. Аксенова Е.П., Валентиенко Т.В., Дробкова К.А., Кет Ю.С., Сурина Г.М. 2. Максименко Л.В. (автор разработки), Авдошкона Л.Л., Денисова Т.С., Филиппова Л.А.
 
Описание проекта «Рефлексивный дневник».
Личностно-ориентированное образование на этапе школьного образования в педагогике часто представлено индивидуальным подходом, поиском содержания образования, создающего условия для индивидуализации, построения индивидуальных образовательных траекторий, маршрутов, программ. Мы считаем, что это неслучайно, поскольку возрастной этап, который связывают с индивидуализацией в процессе школьного образования – это подростковый возраст (младший – старший). А именно в подростковом возрасте главным становится поиск ответов на вопросы: «Кто я? Что я собой представляю? Что есть мое в этом мире?»  - определение собственной позиции в жизни. Содержание данных вопросов – это содержание вопросов становящейся индивидуальности. Поэтому для полноценного проживания возраста в школьном образовании необходимо создать условия прежде всего для раскрытия, развития индивидуальности учащегося в системе социальных отношений, что будет способствовать полноценному формированию личности на данном этапе и в будущем. С этой целью был создан инструмент, способствующий становлению рефлексии - «Рефлексивный дневник учащегося».

Для чего нужен рефлексивный дневник?
  1. Через него ученик учится анализировать происходящие события: это включает в себя а) предварительную подготовку к чему-либо, прогнозирование собственных результатов и необходимых вложений;  б) анализ полученного опыта, обнаружение дефицитов, ресурсов.
  2. Рефлексивный дневник выступает опорой при планировании собственной деятельности ученика: дневник устроен так, что ученик может «увидеть» весь предстоящий год  в растяжке.  Кроме того, он включает в себя вопросы, связанные с предстоящими образовательными (и не только) событиями. Т.е. ребенок не только может формально отследить, что его ожидает или что с ним произойдет в течение года, но и он может содержательно двигаться в рамках этих событий: отвечать на вопросы, заданные в дневнике, описывать впечатления, эффект от участия и т.д. Данный инструмент играет роль некоторой «опоры» для ученика в организации собственной жизни: это буквально планнинг, который помогает ребенку ориентироваться в годовых событиях.
  3. Рефлексивный дневник, это способ для учителя получения информации и общей картинки про класс для выстраивания дальнейшей работы (исходя из обнаруженных особенностей). Кроме того для выстраивания обсуждения «учитель-ребенок» или « группа детей - учитель»,  для рефлексии полученного опыта, анализа происходящего необходима зафиксированная, в отчуждаемом виде информация (впечатление, вывод после события). Только в этом случае к ней можно обратиться и использовать для работы.
  4. Обратная связь с родителями и учителями (ученики могут видеть мнение о себе, что не всегда возможно в текущей работе).
 
В чем состоит исследовательская задача?
В процессе наблюдения за деятельностью педагогов и учеников по освоению рефлексивного дневника (5 и 7 классы) будет описана динамика представления обучающегося о предстоящей образовательной и внеучебной деятельности её содержании, результатах, времени, месте, средствах и ситуациях взаимодействия с педагогами, отношение к учебному процессу. 
Наши партнеры