AAA
Обычный Черный

Научно-методическое сопровождение / Методическая работа

Направления разработок, ведущихся педагогами МАОУ «КУГ №1 – Универс»

"Внутришкольная система оценки качества образования"
Создание внутришкольной системы оценки качества образования для начальной и основной ступеней полного общего образования, соответствующей следующим условиям:
  • оценивает образовательные результаты в соответствии с новым Федеральным Государственным Образовательным Стандартом (т.е. направлена на оценку предметных, метапредметных, личностных результатов),
  • система оценки выстроена в методологии международных исследований,
  • оценивает индивидуальный прогресс учащихся, т.е. индивидуальные результаты в их динамике,
  • система оценки позволяет оценивать не результат в финале той или иной образовательной ступени, а следить за разворачиванием процесса образования и менять его по ходу: а) выстроена не для контроля и инспекции, а для поддержки педагогов и учащихся, б) выполняет не констатирующую, а формирующую функцию, в) дает основания не только для диагноза, но и для прогноза формирования результатов. Учитель получает результаты, анализирует, планирует работу с детьми, направленную на улучшение детских результатов.
Виды работ:
  • Разработка и апробация контрольно-диагностических процедур, направленных на оценку сформированности ключевых предметных умений и навыков в динамике и реализующих уровневую модель становления предметного действия. Часть материалов готова, часть апробируется, в итоге будут разработаны контрольно-диагностические процедуры в начальной ступени по русскому языку, математике и английскому языку; в подростковой – по русскому языку, математике, английскому языку, физике, истории.
  • Доработка и апробация измерителей метапредметных умений учащихся в области читательской грамотности: диагностика грамотности чтения (2-10 кл.).
  • Разработка и апробация материалов для процедуры диагностики конфликтной компетентности подростков (5-7 кл.).
  • Проведение диагностических процедур, сбор данных, обработка и анализ результатов в области академических (сформированность ключевых предметных умений), компетентностных и возрастных результатов. В области компетентностных результатов проводится Дельта-тестирование и диагностика грамотного чтения в начальной и подростковой ступенях; в области возрастных результатов – диагностика сформированности учебной самостоятельности в младшей школе, оценка конфликтной компетентности младших подростков. Все процедуры проводятся раз в полугодие/год, данные анализируются обязательно в динамике: достижения учащегося сравниваются с его собственными достижениями.
  • Сопровождение педагогов по работе с результатами: помощь в анализе данных, в проектировании уроков и родительских собраний по предъявлению результатов.
  • Оснащение педагогов способами и приемами, направленными на формирование умений грамотного чтения в начальной школе.

Проект «Модель Старшей Школы»
Разработка проекта новой образовательной программы старшей школы:
  • анализ и разработка предложений по изменению организационной структуры ступени: структура управления и схема взаимодействия ступени с подразделениями гимназии;
  • разработка учебного плана в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами среднего общего образования;
  • разработка кредитно-рейтинговой системы оценивания достижений старшеклассников;
  • разработка подходов к организации учебного исследования разного уровня (профильная лаборатория, курсовая и дипломная работа);
  • анализ и подготовка (совместно с Подростковой ступенью) программы сопровождения девятиклассников;
Повышение квалификации и формирование команды педагогов старшей школы:
  • разработка программы и проведение выездной школы по формированию универсальных умений педагогов (опыт выездных школ в технологии развивающего обучения);
  • анализ опыта инновационных старших школ;
  • обучение классных советников сопровождению индивидуальных программ старшеклассников;

Разработка внеурочных форм учебных занятий в 5-7 классах в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
  • Разработка и апробация внеурочных форм обучения для английского языка, географии, биологии, математики, истории. Описание погружений, проектных заданий, интенсивов.
  • В итоге для внедрения ФГОС ООО (через 3 года) в гимназии будут разработаны учебно-методические материалы, обеспечивающие возможность реализации нового учебного плана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.
Апробация учебно-методических материалов «Новая биология» развивающего обучения
Курс «Новая биология» полностью обеспечивает Государственный Стандарт по биологии на окончание 9 класса, он предусматривает развитие базовых компетенций учащихся в областях:
  • содержательной коммуникации (на базе понятий и представлений из области биологии и смежных дисциплин);
  • работы с культурными текстами (в области биологии и смежных дисциплин);
  • экспериментирования и наблюдения в широком смысле этих слов;
  • оценки состояния живых систем;
  • реконструирования и прогнозирования хода развития живых систем.
Цель апробации: внедрить курс «Новая биология» в образовательную программу нашей гимназии как курс Развивающего обучения, которое предполагает открытие учениками общих принципов функционирования, устройства, развития живых систем и применение открытых принципов к многообразию проявлений жизни на нашей планете. Этот подход предполагает самостоятельное открытие (построение) учениками нового знания и его дальнейшее опробование на многообразных примерах, которые могут как подтверждать, так и опровергать эти знания (модели).

Разработка программы обучения младших школьников смысловому чтению (2 - 4 кл.)
Цель: разработать и оформить методику обучения смысловому чтению в начальной школе, основанную на теории пробно-продуктивного действия Б.Д. Эльконина.

Задачи:
  • Оформить программу, включающую разработку заданий, методических приемов, системы оценивания.
  • Подготовить методиста для работы с другими учителями.
  • В результате младшие школьники имеют навыки смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строят речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составляют тексты в устной и письменной формах; организуют групповое взаимодействие и строят коммуникацию «ученик - ученик».

Проект «Инженерная школа»
Цель - создать Образовательный Центр «Инженерная школа», ориентированный на вовлечение подростков, старшеклассников и студентов в реализацию технологических проектов и исследовательскую деятельность в области физико-математических и информационно-компьютерных наук, организацию образовательных событий в этих областях.

Проект выполняется двумя командами педагогов:
  • преподаватели Института математики, физики, информатики Красноярского государственного педагогического университета им. В.П.Астафьева;
  • преподаватели Красноярской университетской гимназии № 1 - Универс.

В ходе реализации проекта разрабатываются и будут апробированы две образовательные программы:
  • Образовательная программа «4 года», в рамках которой будет разработана система курсов по физике, математике, информатике, а также система сопровождающих мероприятий (инженерная олимпиада, физико-математический турнир, система экскурсий и интерактивных лекций) для четырехлетнего обучения группы учащихся гимназии «Универс» с 8-го класса.
  • Образовательная программа «Микрорайон», в рамках которой будет создана система образовательных мероприятий по сопровождению технологических проектов и исследовательских работ учащихся. Программа будет ориентирована на учащихся 7-11 классов из школ микрорайона.

Проект «Молодежный Исследовательский Институт Гимназии»
Цель: создать в структуре действующего «Молодежного Исследовательского Института Гимназии» два отделения:
  • «Стартап Академия» (для учащихся 9-11 классов). Будет разработана система образовательных курсов (в четырех областях: психология, проектный менеджмент, маркетинг, социальные исследования) и мероприятий (дебаты, конференция и т.д.) расширяющих эрудицию учащихся в данных областях и поддерживающих
  • «Информационный центр» (для учащихся 7-10 классов). Будет разработана система образовательных курсов (дикторское искусство и риторика, операторское искусство, техники интервью и т.д.) и мероприятий, обеспечивающих и поддерживающих практические пробы и проекты учащихся в работе школьных СМИ (сайт, ТВ, радио, газета).

Разработка формы уроков по предмету «Искусство» для 8-9 классов с учетом возрастных особенностей. Пробы нового типа оценивания (накопительного, рейтингового)
Цель: создание условий для появления в рамках предмета искусство проектной и исследовательской деятельности подростков.

Задачи
  • разработать сценарии уроков с достаточной долей самостоятельной работы подростков (работа с информацией, работа в группах, решение проблемной ситуации, выполнение творческих заданий);
  • разработать дифференцированные задания (разного уровня сложности), а также различные формы контроля;
  • разработать погружения;
  • осуществить пробу накопительного оценивания.
Результаты:
  • Сценарии уроков с описанием целей, задач; дидактический материал к урокам.
  • Разработанные схемы погружений (3 погружения в год) и материалы к ним (на 2 классах на параллели 8-х и параллели 9 кл); описание и анализ.
  • Описание схемы накопительного оценивания.

Организация внеурочной жизни школьников подростковой ступени («Факультеты») гимназии по типу классического английского колледжа (3 факультета) на основе деятельностного, разновозрастного и соревновательного подходов
Цели:
  • развитие инициативности и самостоятельности школьников,
  • повышение урочной и внеурочной мотивации учащихся,
  • организация форм самоуправления учащихся.
  • создание и использование внеурочных форм организации школьников.
Задачи:
  • Разработать и внедрить новые внеурочные образовательные формы организации школьников.
  • Разработать и описать ключевые образовательные события факультетов.
  • Создать условия для развития инициативности и самостоятельности школьников.
Результаты:
  • Появляется новая школа – непохожая на другие, с новыми местами, интересными для подростков.
  • Появляется детское самоуправление, планирование и наставничество старших над младшими.
  • Появляются клубы и мастерские.
  • Вместо мероприятий – образовательные события.
  • Повышается мотивация школьников во всех направлениях школьной деятельности.
  • Появляются новые детские проекты.

Организация переговорных практик в школе
Цель: Разработка и опробование технологии конструктивной работы с конфликтом и ее внедрения в школьную практику.
Задачи:
  • Разработка программы подготовки медиаторов (переговорщиков) для детей и педагогов.
  • Разработка диагностического инструмента по измерению уровня конфликтной компетентности в начале и в конце учебного года.
  • Подготовка медиаторов (обучение).
  • Выявление актуальных и потенциальных конфликтов.
  • Работа по помощи в разрешении конфликтов.
Результаты
  • Разработанная схема внедрения службы медиации и переговоров в школьную практику.
  • Повышение уровня конфликтной компетентности учеников и педагогов, принявших участие в проекте.

Доработка технологии формирования учебной самостоятельности у младшего школьника (с 1 по 4 класс)
  • Включает разработанные задания в соответствии с уровнями предметного освоения способа действия, сценарии уроков, формирующих и диагностических процедур. Оформление пакета формирующих и диагностических материалов по учебной самостоятельности в начальной школе.

Формирование учебной самостоятельности в подростковой ступени (на предмете математика)
  • Разработка и доработка всех формирующих и диагностических процедур, проведение, анализ данных, описание процедур, выделение возможных нормативов развития учащихся девятых классов. Оформление пакета формирующих и диагностических материалов по учебной самостоятельности в подростковой школе (5-9 кл.).

Доработка занятий русского языка и внеурочных форм в соответствии с ФГОС (в подростковой ступени) курса «Я – человек говорящий» 
  • Курс направлен на формирование коммуникативных умений школьников, освоение грамотного письма. В итоге будут доработаны занятия к курсу «Я – человек говорящий» и подготовлены методисты.

Разработка заданий и уроков в подростковой школе, способствующих грамотному чтению 
  • В течение 5 лет в гимназии ведется работа по пониманию, что такое грамотное чтение. В настоящее время педагоги учатся составлять задания, встроенные в учебный процесс: сейчас есть только первые идеи и пробы: как на обычном уроке (биология, физика, химия, - везде, где есть работа с текстом) менять обычное задание параграфа, чтобы дети учились осмысленно читать тексты?
Наши партнеры