Под воспитанием мы понимаем целенаправленное педагогически организованное взаимодействие детей и взрослых, направленное на развитие личности ребенка, ее духовно-нравственного становления, формирование у него готовности к самостоятельному позитивному жизнепроживанию в определенных социально-культурных условиях.
Структура воспитательного процесса в гимназии «Универс» представляет взаимосвязь основных элементов: цели, содержания, методов, средств, результатов и критериев их измерения.
Специфика воспитания в гимназии «Универс» обнаруживается в определении в соответствии с Миссией гимназии цели и позиции воспитателя по отношению к воспитаннику, а именно:
Цель:
Развитие духовной, интеллектуальной, физически здоровой, разносторонне активной личности гражданина России, руководствующейся ценностями гуманизма и культуры, способной к осмысленной жизни и деятельности в демократическом правовом государстве, гражданском обществе.
Определяя позицию взрослого относительно воспитания, мы отвечали на вопрос о том, на какие ценности мы претендуем. В миссии гимназии выделены следующие ценности:
- ценность развития (решение возрастных задач; появление/приращение ребенком личного ресурса, который появляется как новый на каждой возрастной ступени; преемственность ступеней – использование новообразований как эксплуатируемого ресурса на следующей ступени).
- ценность гражданского образования, понимаемая нами как воспитание гражданина для жизни в демократическом обществе,
- ценность культуры, понимаемая нами как российская идентичность – «да, мы (Россияне) отличаемся от Европы, Японии, Китая,…»
Указанные ценности являются основой, реализуемых в гимназии направлений воспитательной работы: социально-нравственное, общеинтеллектуальное, общекультурное.
Создание Рабочей Программы Воспитания