AAA
Обычный Черный

Служба переговоров


Служба помощи в разрешении конфликтов и переговорные практики в школе.
Мудрый человек всегда найдёт способ,
чтобы не начать войну.
Ямамото И.

Нашу жизнь невозможно представить без конфликтов: во всех сферах жизни мы встречаемся с различными конфликтными ситуациями. Как говорит профессор Б.И.Хасан, доктор психологических наук, эксперт в области конфликтологии: «если у вас нет конфликтов, проверьте ваш пульс…»

Безусловно, школьная среда не является исключением: дети конфликтуют друг с другом, с учителями, с администрацией.

Пик конфликтности приходится на подростковый возраст. Именно в этом возрасте дети активно вступают в конфликтное взаимодействие, таким образом, подростки пробуют и стихийно осваивают разные способы поведения в таких ситуациях. В связи с этим, мы считаем, необходимым специально организовывать конфликтное взаимодействие в школе (в частности, в подростковой школе): то есть не избегать «конфликтность» подростков, а использовать это как ресурс для формирования умения действовать в конфликте конструктивным способом.

Принципиально важным также для нас являются три аспекта:
  1. Говоря о конструктивном поведении в конфликте, мы имеем ввиду переговоры. Поскольку именно переговорные практики способствуют разрешению конфликта, а не просто его затуханию или избеганию. Медиацию, в свою очередь, мы рассматриваем как посредничество в переговорах, где задачей медиатора является создание условий для того, чтобы стороны смогли договориться и принять решение (при этом не обязательным является именно примирение сторон).
  2. Практика показывает, что внедрение переговорных практик в школе невозможна только на уровне взаимодействия детей. Если мы хотим добиться становления культуры конструктивного подхода к конфликту среди детей, важно, чтобы вся школа была устроена специальным образом, чтобы взрослые также обращались к переговорным практикам в конфликтных ситуациях.
  3. Работа должна строиться не только со случившимися конфликтами (когда служба медиации является своего рода «скорой помощью», помогающей успокоить участников и решить конфликт), но и с потенциальными конфликтами. Потенциальные конфликты – это места напряжения, противоречия, которые могут вызвать конфликты, если о них не договориться заранее. Таким образом, мы имеем дело не с «залатыванием» ран, а с формированием такой действительности, в которой переговоры, а соответственно и медиация, будут нормальной практикой. Мы говорим о необходимости формировать культуру конструктивного действования в конфликте. В таком случае Служба переговоров и медиации становится местом содержательной встречи, переговорной площадкой субъектов образования, в результате чего возможна совместная работа по решению проблемы и выбор наиболее эффективного варианта ее решения. Подобная практика возможна в ситуации, когда ученик, например, переходя из 9 класса в старшую школу, не может учиться в рамках существующей уже заданной системы (потоки, расписание), а претендует на собственную индивидуальную программу обучения. В таком случае в переговоры вступает администратор старшей школы и ученик (возможно, также родители), результатом является соглашение, договор о программе и санкциях, вступающих в силу при невыполнении договоренностей.
Итак, мы говорим не просто о службе медиации, а именно о внедрении переговорных практик в школу. Очевидно, что это крайне не тривиальная задача, учитывая жесткое, достаточно директивное, иерархичное устройство школы и системы образования в целом. На данный момент мы делаем только первые шаги по разработке и внедрению такого проекта Службы переговоров и медиации. На данный момент разработана программа обучения и подготовки медиаторов, рассчитанная именно на подростков и юношей и учитывающая специфику школьных конфликтов.
Обучение старшеклассников организовано в формате семинарских встреч, где обсуждаются теоретические основы работы с конфликтом, разбираются конкретные конфликтные ситуации и случаи, с которыми обращаются в службу, также обучающиеся являются ассистентами при работе с реальными клиентами.

В работе с потенциальными конфликтами необходима специальная организация переговорных площадок, решения и соглашения которых могут иметь реальное значение в отношениях образовательных субъектов. Возвращаясь к приведенному выше примеру, можно отметить существующую в нашей школе практику собеседований девятиклассников с администраторами при переходе в старшую школу. Это как раз то место, где заранее обсуждаются и согласовываются притязания и интересы ученика с возможностями и требованиями школы. Мы верим и делаем всё для того, чтобы таких мест в нашей Гимназии и в школах в целом становилось больше, чтобы переговоры и сотрудничество в конфликте стало для нас и наших детей культурной нормой. 
Наши партнеры